Белорусским перевозчикам Таможенный союз не помощник
04.06.2014
Одним из основных препятствий для развития бизнеса является наличие ограниченного количества разрешений на международные перевозки. Россия и Беларусь осуществляют двусторонние транзитные перевозки без ограничений. Казахстан и Беларусь такие ограничения сохраняют.
"Казахстан не ратифицировал договор, поэтому Беларусь не отменяет транзитные двусторонние разрешения для казахов, а казахи не отменяют для белорусов", - отмечает директор транспортной компании "Интертрансавто", Андрей Волошин.
Что касается перевозок грузов из третьих стран в страны Таможенного союза, то тут ситуация еще сложнее.
"Россия и Казахстан ограничивает нас разрешениями на перевозки грузов из третьих стран. Без конкретного разрешения они просто не пустят нас на свою территорию",- говорит Генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Александр Солощев.
По сути, этот вопрос планировалось разрешить при подписании Договора о Евразийском экономическом союзе, который предполагает свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном. Однако та часть договора, которая касается автомобильного транспорта, осталась без изменений. Равные условия на общем рынке трех стран для перевозчиков не созданы.
"Таможенный и Евразийский экономический союзы должны решить комплекс вопросов, в том числе по отношению с третьими государствами,а также создать общий рынок транспортных услуг. Пока же все откладывается на неопределенный срок", - отмечает Александр Солощев.
Наличие разрешений на международные перевозки - это только одна из сторон для роста. В последнее время белорусские перевозчики констатируют значительное усиление конкуренции со стороны литовских и польских коллег. Последние удерживают 20% рынка Европы.
"Достаточный объем перевозок по белорусскому экспорту делают они. Даже грузы по импорту Таможенного союза возят они. Они демпингуют по ценам, делают ниже фрахтовые ставки", - говорит генеральный директор БАМАП.
Кроме того,литовские и польские перевозчики сегодня обладают общим парком в более чем 200 тыс автомобилей. У белорусских перевозчиков этот показатель на порядок ниже.
"На международных перевозках у поляков задействовано порядка 130 тысяч автомобилей, а у нас всего лишь порядка 14 тысяч",-отмечает Александр Солощев.
К тому же, литовские и польские перевозчики имеют доступ к европейским кредитным ресурсам по низким ставкам.
"У них и у нас существенно отличаются ставки на покупку грузовиков в лизинг. У них 1,5-2%, у нас 6-14% годовых. 70 тысяч евро стоит тягач и 25 тысяч евро прицеп. Заплатите еще таможенные пошлины,а они же их не платят. Все это, в конечном счете,ложится на плечи перевозчика",- говорит Андрей Волошин.
Помимо всего прочего, белорусские перевозчики констатируют существенное увеличение расходов. Из-за этого падает рентабельность транспортных компаний. Если в 2012 году рентабельность составляла 4,2%, то сейчас она снизилась до 2,8%.
"Появился утилизационный сбор,введены пошлины на допуск авто к дорожному движению,цены на топливо выросли почти в 25 раз, надо увеличить зарплату водителям. Мы же за счет чего можем конкурировать? За счет уменьшения расходов, а они увеличиваются", - говорит Александр Солощев.
Андрей Волошин сетует также на увеличение количества платных дорог в Беларуси.
"По сравнению с прошлым годом сумма фрахта у нас упала на 25%", - заключает директор транспортной компании "Интертрансавто". Он не берется прогнозировать ситуацию на рынке международных грузоперевозок.
Александр Солощев, в свою очередь, прогнозирует усиление конкуренции на рынке международных грузоперевозок с каждым годом.
"Надо улучшать логистику, искать новые механизмы и пути перевозок, чтобы уменьшать расходы. Кроме того, можно снизить налоговую нагрузку на перевозчиков и на стоимость таможенных услуг", - такой выход он предлагает из сложившейся ситуации.
Источник информации: Transportal.by
|