|
Главная
/ Инфоцентр
/ Интервью А.В. Зырянова директора по ВЭД "ТЭП "Белгрузавтотранс" газете "Беларусы и Рынок"
Интервью А.В. Зырянова директора по ВЭД "ТЭП "Белгрузавтотранс" газете "Беларусы и Рынок"
11.12.2009
В связи с подписанными 27 ноября в Минске документами о Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана как вы оцениваете перспективы для перевозчиков?
Вполне очевидно, что открытие границ между странами, членами Таможенного союза, упростит передвижение транспорта и снимет проблемы очередей на границах РБ, РФ и Казахстана, а также снимет ряд, затратных по времени бюрократических процедур. В этой связи мы ожидаем, повышения эффективности эксплуатации имеющегося в наличии подвижного состава, что опять же положительно скажется на конкурентоспособности наших транспортных предприятий, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Главное, что бы не повторилась ситуация, которая имела место в рамках Союзного государства, когда на словах у нас не было границы с РФ, а на деле наши автомобили подвергались дополнительному таможенному досмотру на границе РФ.
Считаете ли вы, что введение единых, унифицированных правил для трех стран может отразиться на объемах товарооборота и, соответственно, грузоперевозках, как внутри Таможенного союза, так и в торговле стран ТС с другими странами?
Теоретически, введение единых, унифицированных правил для трех стран может придать дополнительную динамику увеличения товарооборота, но значительно рассчитывать на это не следует. В рамках союза предприятия трех стран вынуждены будут конкурировать между собой в рамках единых правил. И если для одних субъектов хозяйствования ТС даст «зеленый свет» для расширения зон влияния, то для других, менее эффективных компаний (либо предприятий, которые не смогут получать государственные дотации на сопоставимом с другими странами уровне) этот союз будет совершенно не выгоден. На увеличение товарооборота повлияет скорее рост экономик наших стран, и как следствие, увеличение производства и потребления товаров и услуг. Любой рост ВВП в рамках ТС будет способствовать росту рынка грузоперевозок.
С 1 января 2010 года вводится единый таможенный тариф для стран ТС, в котором унифицированы ввозные пошлины на грузовые автомобили – в основном они теперь соответствуют действовавшим ранее белорусским. Скажется ли это на конкурентоспособности белорусских грузоперевозчиков по отношению к их коллегам из России и Казахстана. Как вы оцениваете уровень тарифов на импорт техники для белорусских грузов для стран ТС?
Вообще-то мы до сих пор до конца не знаем, какая будет пошлина на ввозимые грузовые автомобили в рамках ТС. Во всяком случае, международным перевозчикам РБ хотелось бы, что бы правительства Беларуси и России не лоббировали интересы производителей белорусской и российской автомобильной техники, которая по экономическим свойствам, качеству, развитости сервисной сети не соответствует требованиям Европейского Союза и нашим ожиданиям. В случае повышения тарифов (а сегодня существует нулевая ставка ввозной пошлины на грузовые автомобили) белорусским транспортным предприятиям придется еще больше повременить с обновлением подвижного состава. Как не парадоксально это прозвучит, но любое увеличение ввозных пошлин на грузовые автомобили в РБ позволит усилить позиции на рынке наших основных конкурентов - польских и прибалтийских перевозчиков. Надо понимать, что любое повышение цен, которое не приносит увеличения добавленной стоимости для потребителей (а мы являемся потребителями ввозимой техники), приводит к ослаблению наших конкурентных позиций на рынке. Одномоментно, правда, может повысится капитализация компаний, владельцев транспортных средств, однако виртуальные финансовые показатели быстро сойдут на нет ввиду высокой скорости амортизации основных средств.
С 1 июля 2010 года должен вступить в силу общий Таможенный кодекс ТС. Планируется также перенести таможенный контроль на внешние границы ТС. Скажется ли это на работе перевозчиков?
К сожалению, у нас пока не было возможности изучить последнюю редакцию таможенного кодекса, и в этой связи, делать какие-либо комментарии было бы с нашей стороны преждевременно. Однако, в случае переноса таможенного контроля на внешние границы, РБ получит дополнительные возможности для более эффективного использования своего уникального геополитического положения. Многое будет зависеть от качества работы таможенных органов на границе с ЕС. Для нас очень важно, что бы время, затрачиваемое на преодоление границы, не превышало существующие стандарты. Если при этом удастся свести на нет коррупционные проявления со стороны российских чиновников, то на нашей работе это скажется положительно.
Остались ли какие-то ключевые нерешенные законодательные проблемы, которые могли бы упростить работу перевозчиков на пространстве ТС?
Да, имеется серьезная нерешенная законодательная проблема. Речь идет о разрешительной системе, действующей между перевозчиками стран ТС. Таможенный союз не может быть полноценным без отмены разрешительной системы для всех транспортных компаний внутри объединения. В случае, если сохранятся квоты по количеству перевозок из РБ в РФ, белорусским перевозчикам будет крайне сложно конкурировать с северными и западными соседями. Очень важно, что бы декларируемое упрощение законодательства действительно способствовало повышению эффективности работы транспортных предприятий, с тем что бы, проблемы, с которыми мы сталкивались в рамках союзного государства, были окончательно решены.
Интервьюировал Сергей Шемит "Белорусы и Рынок"
|
|