Nature in motion
Главная Контакты Карта сайта Печать
Погода
рус |en |de

 

 
 

Логистика за рубль


13.04.2015


Российские логистические операторы вслед за своими клиентами лишаются грузов и работы. На рынке из-за переизбытка автотранспорта и складских площадей начался демпинг. Но из-за разницы курсов валют себестоимость всех ресурсов резко увеличилась. Балансируя на грани рентабельности, логистические компании, их клиенты и владельцы складов пытаются решить, как покрыть возросшие расходы и сохранить свое место на рынке. Решение пытаются найти хотя бы на текущий год. На долгосрочную перспективу строить планы практически невозможно. 
Эксперты уверены, что пережить кризис удастся далеко не всем логистическим операторам. Банкротства грозят компаниям, которые запасались складами и транспортом впрок, но так и не нашли на них спроса, а также тем, кто работает с одним партнером и не может предложить рыночную ставку. 
Один из способов решения проблемы - переход на расчеты в рублях. Если это невозможно напрямую, компании пытаются договориться о фиксированном курсе рубля по отношению к доллару. Все игроки сейчас заняты поиском наиболее дешевых услуг и других возможностей экономии. 
Преодолев кризис 2008-2009 годов, транспортно-логистические компании начали активно наращивать активы. На рынке автомобильных международных перевозок появилось множество новых игроков с собственным автопарком. К 2011 году предложение стало намного превышать спрос. Сейчас на рынке работает около 7500 перевозчиков, в совокупности владеющих примерно 56 тыс. единиц подвижного состава. 
Теперь, когда объемы перевозок резко снизились, компании оказались в тяжелой ситуации, у многих она усугубляется валютными кредитами, взятыми на покупку транспорта. В целом спрос на международные перевозки, по оценке заместителя генерального директора холдинга "Совтрансавто" Андрея Брашкина, сократился уже примерно на 30%.
Не меньше проблем и с грузоперевозками внутри страны. "Объемы грузоперевозок сократились, в основном из-за снижения потребительской активности в регионах. Падение объемов на рынке перевозок из-за снижения потребительской активности в регионах. Падение объемов на рынке перевозок непродовольственной продукции в феврале этого года относительно аналогичного периода 2014 года составило 10-20%, иногда этот показатель достигает 25%", - сообщил генеральный директор FM Logistic Кристоф Менивар. 
Аналогичная ситуация и на рынке складских площадей: одно время складов не хватало, и было инициировано множество строительных проектов. В результате в прошлом году было построено 1,7 млн кв м новых складов классов А и В, из которых востребован только 1 млн кв. м, рассказал президент и генеральный директор логистической компании Itela в России Николай Воинов. Сейчас общее количество московских складских площадей - почти 10 млн кв. м. "Официально сейчас не заполнено около 10 % складских площадей. На самом же деле, с учетом неофициальных данных, вакантных площадей от 20 до 40 %", - говорит Николай Воинов. 
Главным стратегическим просчетом стала ошибочная последовательность действий: вместо того чтобы сначала найти клиента и под его потребности строить склады и закупать технику ,компании начали работать "на вырост" в надежде, что клиенты появятся после укрупнения их бизнеса. А этого не произошло, и из-за переизбытка предложения ставки теперь устанавливаются исходя не из конъюнктуры рынка, а из себестоимости. "Сейчас перевозчик ищет то, что буквально чуть-чуть выше себестоимости, и тут же берется за такой заказ. Потому что конъюнктуры уже никакой нет - есть только одно: кто дешевле", - говорит Андрей Брашкин. По оценке директора департамента транспортной логистики компании "Молком" Тимура Ратникова, в сегменте автоперевозок тарифы по некоторым маршрутам снизились на 10-20%. Из-за избыточного предложения и низкого спроса неизбежно начался демпинг. По словам Николая Воинова, владельцы складов снижают цены, чтобы иметь возможность хотя бы покрывать эксплуатационные расходы - тарифы на свет и воду, проценты по кредитам. "Кризис привел к тому, что компании, которые имеют большой процент незаполненных площадей, демпингуют: либо путем снижения арендной ставки, либо формируя предложения в рублевом эквиваленте ( хотя аренда фиксируется в иностранной валюте). Безусловно, такая ситуация негативно сказывается на качестве сервиса", - констатирует Кристоф Менивар. 

Источник информации: "Эксперт"



Вернуться к списку