Nature in motion
Главная Контакты Карта сайта Печать
Погода
рус |en |de

 

 
 

Ниши для будущих экспортеров


20.06.2014


С начала века Беларусь добилась впечатляющих результатов по экспорту. На товарных рынках в стоимостном выражении он вырос с $7,3 млрд в 2000 году до $37,2 млрд в 2013. В значительной мере успехи объясняются подъемом цен на энергоносители на мировом рынке и особыми взаимоотношениями с Россией по поставкам сырья для белорусского нефтехимического комплекса. Также основу белорусского экспорта по-прежнему составляли товары предприятий т.н. союзного подчинения - МТЗ, МАЗа, БелАза, Минского завода холодильников, Белорусского шинного комбината и т.д. Они создавались во времена БССР на деньги всесоюзного бюджета, в значительной мере оснащались передовым для своего времени импортным оборудованием, предоставившим белорусским производителям хороший технологический задел. Сейчас эти факторы в силу целого комплекса причин практически исчерпали себя. Требуются новые точки роста экспорта.
Одним из новых драйверов роста экспорта уже выбрано сельское хозяйство. Уникальность РБ как европейской страны-это готовый  сельскохозяйственный кластер экономики, контроль над которым находится в одних руках белорусского государства. К этому кластеру относятся отечественные предприятия с/х машиностроения, сектор научного обеспечения, государственная система снабжения топливом и удобрениями, крупные и цельные сырьевые зоны, сельская производственная инфраструктура  и перерабатывающие предприятия, уполномоченные госбанки, а также практически безграничный административный ресурс. Создание этого кластера можно отнести к заслугам Александра Лукашенко, не допустившего раздела того значительного потенциала, который достался стране в наследство от советской власти и который при адекватной адаптации к условиям рыночной экономики может на равных конкурировать на внешних рынках с игроками мирового масштаба. Это подтверждают данные статистики, фиксирующей многократный рост экспорта продукции белорусского сельского хозяйства. Так, с начала 200 года экспорт говядины вырос с 6,8 тыс. тонн до 151,6 тыс. в 2013 ; молока и сливок поставлено на внешние рынки 238,2 тыс. тонн( почти пятикратный рост за 13 лет); сыры и творог продемонстрировали еще более впечатляющую динамику- с 16,9 тыс. до 141 тыс. тонн. 
Другой естественный экспортный кластер- деревообработка. Государство вкладывает в модернизацию своих деревообрабатывающих компаний миллиардные инвестиции. Мотив очень прост: Беларусь слабо использует потенциал лесных ресурсов, при ежегодном приросте на корню в объеме 30 млн кубометров мы заготавливаем около 18 млн кубометров древесины. Этот кластер пока только формируется, и войти в него частному бизнесу на данном этапе будет не так сложно, как в сельскохозяйственный, очертания которого были сформированы в середине нулевых, когда государство представляло бизнесу возможность вложиться в белорусское село деньгами и компетенциямя.
В "деревянном" кластере в настоящий момент есть вакантные ниши в секторах лесозаготовки, логистики и производстве готовых изделий, деревянном домостроении, а также в сфере альтернативной энергетики на базе древесного топлива. Экспорт круглого леса, поставки лесозаготовительной техники, производство деревянных отделочных материалов, мебели и глубокая химическая переработка древесины- в этих секторах формирующегося деревообрабатывающего кластера либо уже сейчас значительная конкуренция, либо они слишком капиталоемкие для среднего и малого белорусского бизнеса.    
В сфере услуг лидерами белорусского экспорта исторически являются транспортные компании, которые в 2013 обеспечили приток в страну около $4 млрд валютной выручки. Однако безусловным лидером по темпам роста показателей экспорта являются IT-компании, которые ежегодно увеличивают продажи на внешних рынках на 30-50% в стоимостном выражении. Менее чем за 20 лет формирования этого нового для белорусской экономики экспортного кластера ему удалось нарастить валютную выручку до $0,6 млрд в 2013. При этом выходцы из Беларуси создали две лучшие в своих рыночных нишах IT-компании в Центральной и Восточной Европе - EPAM Systems( аутсорсинговое программирование) и Game Stream ( компьютерные игры-симуляторы). У этого кластера значительный потенциал роста с учетом развития мировой цифровой индустрии. 
Что касается экспорта Беларуси в географическом разрезе, то здесь особую роль по-прежнему играет Россия, которая была и остается главным рынком сбыта для белорусской высокотехнологичной ( машиностроение, химия) и сельскохозяйственной продукции. Стратегия поведения белорусских экспортеров на этом рынке- неизбежные альянсы с местными производителями аналогов для удержания внутреннего рынка Единого экономического пространства от напора иностранных производителей, прежде всего из Китая. 
Беларуси,видимо, придется пересмотреть стратегию продвижения товаров через специализированные торговые дома с российской юрисдикцией, которые в силу разных обстоятельств сложно контролировать белорусским материнским компаниям и которые не оправдывают возложенных на них надежд.
Также Россия является главным экспортным рынком для белорусской рабочей силы. Речь идет о 0.5-0.7 млн трудоспособных белорусских граждан, которые находят себе рабочие места на востоке. Белорусское государство пока не выработало четкую политику по отношению к этому потоку трудовой миграции, но от этого он не перестает быть важным фактором притока в республику валюты, которая поддерживает внутри страны сектор жилищного строительства, розничную торговлю и сферу услуг. Потенциал этого направления - создание компаний с белорусской юрисдикцией, укомплектованных работниками, готовыми к вахтовой занятости в России в строительной, сельскохозяйственной, транспортной и прочих видах деятельности, специфика которых исключает полную автоматизацию производственных процессов и подразумевает значительную долю физического труда. Фактически речь идет об упорядочивании уже существующих процессов, цивилизованной и прозрачной продаже рабочей силы, в которой так нуждается российская экономика.
За последние годы наибольший успех по продвижению белорусских товаров на новые зарубежные рынки достигнут в Венесуэле - во многом благодаря соглашениям в сфере военного сотрудничества.  
 
Текст: Виталий Чуясов

Источник информации: журнал "Бизнес-ревю" 



Вернуться к списку