"Транзит Таможенного союза": достижения и перспективы
09.06.2014
Одной из приоритетных задач была реализация возможности осуществления контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза (ТС), в режиме реального времени и обеспечения эффективного обмена информацией с таможенными органами государств-членов ТС.
Таможенными службами государств-членов ТС были разработаны соответствующие технологии и технические условия информационного взаимодействия, определены структуры и форматы электронных документов.
Результатом модернизации информационных систем отечественных таможенных органов стало создание автоматизированной подсистемы "Транзит Таможенного союза"( АПС ТТС).
АПС ТТС - часть Единой автоматизированоой информационной системы таможенных органов Республики Беларусь( ЕАИС ТО). Она состоит из нескольких сервисориентированнфх комплексов программных средств с централизованоой обработкой данных, разработанных с применением интернет-технологий.
При создании АПС ТТС реализована концепция общих таможенных процессов, призванная обеспечить совместный контроль таможенными органами государств-участниц ТС товаров и транспортных средств на всей территории ТС в режиме реального времени.
Общий таможенный процесс можно определить как процесс, который начинается на территории одного государства-участника ТС завершается или продолжается на территории другого государства-участника ТС.
На момент создания системы было определено три основных и два вспомогательных общих таможенных процесса.
Основные общие таможенные процессы:
- оформление временного ввоза транспортных средств на территории государств-участников ТС, учет выдачи удостоверений ввоза транспортных средств, помещаемых под данную процедуру, их переоформления и закрытия;
- помещение товаров под таможенные процедуры, предусматривающие вывоз данных товаров с таможенных территорий государств-участников ТС без обязательства об обратном ввозе, а также контроль и подтверждение фактического вывоза данных товаров за пределы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан;
- контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенным территориям государств-участников ТС в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе контроль за перемещением товаров, перевозимых по суше между калининградским регионом и остальной частью территории ТС.
Вспомогательные общие таможенные процессы:
- поддержание в актуальном состоянии нормативно-справочной информации, необходимой для реализации общих таможенных процессов на территориях государств-участников ТС;
- поддержание функционирования национальных подсистем управления рисками;
В настоящее время АПС ТТС включает в себя:
- КПС "Диспетчер ЗТК", предназначенный для автоматизации операций учета товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля места прибытия и убытия товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
- КПС КВВТС, предназначенный для проведения операций контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории ТС;
- КПС "Транзит" для осуществления таможенного декларирования и учета товаров при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита, а также учета и контроля товаров, находящихся под таможенным контролем, после выпуска их под таможенную процедуру таможенного транзита;
- КПС "Контроль транзита" для осуществления контроля за перевозками товаров по таможенной территории ТС в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе за перемещением транспортных средств и товаров, перемещаемых с территории ТС на территорию ТС через территорию государств, не являющихся членами ТС;
- АПС МАРС, автоматизированная подсистема автоматической рассылки сообщений, обеспечивающая автоматический прием, анализ, проверку и передачу информационных сообщений между комплексами программных средств АПС ТТС и внешними информационными системами как национальными, так и зарубежными;
- КПС РСКАТ для осуществления таможенными органами автомобильного контроля транспортных средств, перемещающихся через белорусский участок таможенной границы ТС.
Внедрение АПС ТТС проходило в несколько этапов, каждый из которых предполагал внедрение одного или нескольких комплексов программных средств, реализующихся тот или иной общий таможенный процесс.
С 1 января 2011 г. реализована интеграция национальных информационных систем Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенным территориям государств-участников ТС в соответствии с процедурой таможенного транзита.
В 2012 году осуществлен запуск АПС ТТС и его отдельных компонентов для подтверждения фактического вывоза белорусских экспортных товаров. Внедрение и развитие этих подсистем позволило в мае 2013 г. реализовать информационное взаимодействие в рамках данного общего процесса с таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан. Кроме того, появилась возможность организовать в режиме реального времени информирование налоговых органов о вывозе белорусских товаров с территории ТС и упростить субъектам хозяйствования процедуру подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
В октябре 2013 г. стал возможен электронный обмен сведениями о международных сертификатах обеспечения уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем одной из наиболее сложных задач прошлого года было информационное обеспечение осуществления с 1 января 2014 г. таможенными органами автомобильного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска. Для этих целей таможенными органами разработан и успешно внедрен КПС РСКАТ, представляющий собой неотъемлемую часть АПС ТТС.
В текущем году запланирована разработка отдельных технических решений для информационного взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами. Во втором полугодии будет разработан и внедрен комплекс программных средств, обеспечивающих функции учета и контроля перемещения товаров и транспортных средств для личного пользования физическими лицами.
Программное обеспечение АПС ТТС постоянно совершенствуется, что является неотъемлемым условием повышения качества и эффективности выполнения таможенными органами возложенных на них функций.
Павел Осмоловский
начальник отдела проектирования и развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь
Минской центральной таможни
Источник информации: журнал Таможенный вестник
|